Поездка в Крым

Время поездки: 13.07 – 06.08.2001

Маршрут: Королев-Белгород-Днепропетровск-Запорожье-Джанкой-Симферополь-Алушта-Судак-Симферополь и назад тем же путем. Плюс примерно 800 км по Крыму.

Машина: ВАЗ 21099, 1998 год выпуска, пробег 40 000 км.

Участники: я (Deep), жена, сестра и двое детей. Стаж вождения небольшой. По трассе взрослые вели машину по очереди, в Крыму – я один.

Описание поездки:

14.08. Выезжаем в 3 ночи. Едем без проблем до границы. 4 раза (по одному разу на область проверяют документы). В пути – привал примерно на 1 час. Около полудня – таможня. Русскую как-то и не заметили. А к посещению украинской готовились, как могли:

Как выяснилось, не зря. Объясняю ситуацию. Представьте себе Украину, дорогу, ведущую на юг, а по ее сторонам – стоящих буквально строем людей, которым хочется, чтоб вы с ними поделились. Я их называю "гривнорубы". Повод, по-крупному – один: ваши российские номера. Вы еще до выезда должны сделать для себя выбор – платить всем и за все (тогда все будут вам рады и путешествие будет легким и безоблачным), или биться с этими гадами за каждый рубль. Это напрягает, и все будут в вас разочарованы, но, безусловно, дает ощутимую экономию. Поскольку деньгами я не богат, да и жадноват по жизни, я выбрал второе.

Итак, таможня. Первый же человек, которого мы видим на незалежной – в форме и с жезлом, - указывает остановиться возле какой-то будки. Молча. А в будке просто говорят: "Документы! С вас столько-то гривен!", не объясняя ничего. (Внимание, это – типовая схема отбирания денег.) По косвенным признакам определяю: это коммерческая фирма, продает медицинские страховки. Протягиваю полисы, в будке что-то обсуждают и возвращают бумаги: "Проходи!" Причина их бескорыстия, как я думаю, в том, что они по моему поведению поняли: "Он догадывается о существовании российско-украинского соглашения о мед. страховании", и решили не связываться. Потом – просто проверка паспортов, в которых на последней странице появляется отметка о регистрации "Таможня Гоптивка". Затем ставлю машину в очередь. Подходит некий тип с бэджиком и спрашивает "Знаешь, что делать?" Я говорю: "Ну да заполнить бумагу. Кстати, где ее взять?". Тот молча показывает мне какое-то окошко и испаряется. Это – посредник. Проводит "чайников" и сильно спешащих с гексагеном и наркотиками через таможню без очереди за 20 баксов. Друг другу мы с ним неинтересны. Заполняю бумагу – половинка форматки А4 на русском: "Я, такой-то, обязуюсь вывезти машину с Украины не позже, чем через 4 месяца." Дальше СО-шники, тоже в какой-то форме, намеряют мне 1,57% и посылают в одну из дверей, где мне становится известно, что я превысил, и моя вина перед украинским народом велика. Въезд таким гадам запрещен, но за 5 гривен – разрешен. Выдают бланки, меняют баксы на гривны и забирают "штраф за СО", - все в одном окне. Дальше – досмотр. Таможенник малость покуражился, но как-то без огня в глазах. Выезжаю с таможни – и снова шлагбаум, мужик в форме, жезл. Другие едут мимо, а я, как дурак, торможу. "Иди вон в ту будку, где написано "сотовая связь". А там: "С вас 52 гривны" (тоже мужик в форме, и даже с погонами". Протягиваю деньги, не спросив, за что (НИГДЕ НИЧЕГО НЕ НАПИСАНО). И вдруг, через окошко, на стене, возле которой сидит мужик и что-то там пишет про меня ("а вдруг таможня? а вдруг ДАИ?") вижу бумажку о противопожарном ответственном таком-то, труженике чуть ли не ИЧП в области автострахования). Спрашиваю: "Мужики, а чего это вы тут делаете? У меня же зеленая карта есть!" Те: "А ну, покажь!" Посмотрели, вернули деньги и отпустили. Вся таможенная процедура заняла 3 часа.

Но недолго я ехал. По известному сценарию тормозят мойщики. Требую предъявит удостоверение сотрудника ДАИ. Предъявляют некую ксиву. Спрашиваю: "Являетесь ли вы сотрудником ДАИ?" Ответ: "Да. Дружинником при ДАИ. Вот у нас на Харькивщине указ – всех грязных русских санобрабатывать." Смотрю бумагу, а там – печать "Фонд по экологии". Спрашиваю опять: "Так вы сотрудники фонда или ДАИ?" Ответ: "Сотрудники фонда. При ДАИ." Уезжаю, а они мне вслед вопят: "Штраф 80 гривен!"

Все просто: автотранспорт могут останавливать ТОЛЬКО сотрудники ДАИ.

Харьковская область. Первая встреча с ДАИ. "Давай померим СО". Говорит как-то уныло, худой, бледный, еле на ногах стоит. Я ему: "А че? Только что таможня мерила, вот штамп, что все в порядке." Он: "А мы вот таможню проверяем." Я: "Вот никто не поверит, а я позавчера техосмотр прошел." Он: "Ты жене рассказывай, как техосмотр проходится." И т. д. В итоге еду дальше, не проверив СО.

Положение органов "в Украине" критическое. Вышли законы, по которым: а)транспорт можно останавливать только за нарушения, б)из документов можно требовать только права, талон техосмотра и свидетельство о регистрации и в)права не изымаются (составляется протокол и отправляется в суд либо по месту регистрации ТС, либо по месту нарушения). Многие стационарные посты просто закрыты. Работники ДАИ "старой школы", весом от 120 кг, как видно, переквалифицировались в управдомы. На дорогах в основном молодежь, и жизнь у нее тяжелая, трудовая. Правда, официальные штрафы выше наших.

Ужинаем в придорожном кафе в Краснограде. В Днепропетровск въезжаем в темноте. Ужасный город! Черная южная ночь, освещения нет, светофоры не работают. Как ехать – не знаю. Где-то в центре, за мостом влетаю на встречную (одностороннее движение), и вдруг раздается скрежет в переднем левом колесе. Машина еле едет. Ну, думаем, блин, приехали. Снимаю колесо – тормозные колодки не двигаются и практически прижаты к диску. С жутким скрежетом тянем на первой до родственников, периодически поливая диск водой. В 23-30 украинского на месте.

15.07. Весь день в Днепропетровске. С утра на СТО выяснилось, что тормоза в порядке, да и скрип прекратился. Похоже, просто что-то попало в механизм, заклинило тормоз, а потом вывалилось. Машина на стоянке – 5 гривен.

16.07. Выезжаем в 5-30. В Днепропетровской области – СО-шники. Какие-то робкие, мимикрируют под ДАИшников (какое-то подобие формы, стоят под заброшенным постом ДАИ). Надо бы просто ехать мимо, но я остановился, поприперался, мерить ничего не стал. Запорожье – очень неприятное место. Проезд через город, по Днепрогэсу. Какие-то узкие улицы, повороты – несколько раз останавливаемся, чтоб узнать направление. Перед Мелитополем, в чистом поле на перекрестке стоит несколько машин, в т.ч. ДАИшных. Меня останавливает взаправдашний ДАИшник, показывает, куда встать, и тут же обо мне "забывает." Подходит СО-шник, совершенно левого вида, нагло пихает мне свою загогулину в трубу и довольный рапортует "Превышение! 2,2%! А ты знаешь, что у нас штраф до 78 гривен?" Я ему: "Что-то твоя загогулина неправильно мерит. Вот перед этим три раза мерили – и ничего." Тот: "А ну нажми на газ! Видишь, стрелка вправо пошла? Превышаешь!" И скорей вынимать загогулину. Я: "Ты че, думаешь, я совсем дебил и не знаю принцип действия ускорительного насоса?" Пообщались еще минут 10, и впендюрил он мне таки за 10 гривен бумажку на стекло, типа сертификат. "Ты теперь с ней птицей полетишь по незалежной!" – "До первого такого же козла!" Просто уехать от него при ДАИшниках я постеснялся. В Мелитополе опять влетели на деньги. За рулем – сестра. На дороге 2 полосы и стрелки: на одной только налево, на другой – только прямо. На светофоре, прямо в зеленом окошке, вроде тоже чего-то нарисовано. Трогаемся прямо по левой полосе и попадаем в теплые объятия. Все счастливы, место просто золотое. Рядом с нами еще стоят такие же лохи. Дальше с органами общались две мои женщины. Началось с протокола и суда ("Вы же, считай, под кирпич поехали"), кончилось банально – 10 гривен на лапу. В этот день делаем 2 остановки по полчаса. Под Джанкоем – чудом остались живы-невредимы. Шли в чистом поле по пустой, правда, неширокой трассе где-то 110. Впереди, прямо посреди дороги – тащится под 60 "каблук". Говорю сестре: "Тормози!" Она не слушает. Приближаемся к каблуку и с ужасом видим, что у него включен левый поворот. При объезде справа, считай по обочине, чудом выровняли машину. Выходит какой-то дед. Мы ему: "Слушай, ты сейчас чуть не угробил 5 человек!" Он: "А я чего, я просто ехал." Мы: "Ну да, 60 по разделительной и с левым поворотом." Он: "Да? А что, поворот горит? Ну, извините!"

На перешейке в районе Чонгара

Симферополь объезжаем по окружной. В 17-00 въезжаем в Алушту.

17.07 – 26.07. Из Алушты ездим в Никиту – Ялту, Симеиз – Понизовку – Форос – Ласпи, Лучистое (на г. Демерджи), Генеральское (водопад Джур-Джур), Мраморные пещеры – Симферополь. В Ласпи, в р-не Батилимана, при развороте немного помял крыло об столб – тесно очень, и вообще дорога – жуть (грейдер – серпантин, да еще и узкая).

Никитский ботанический сад

27.07. Выезжаем из Алушты в 10-00 в Судак через Малореченское-Морское (нижняя дорога). 90 км, в основном серпантин, едешь на 2й-3й передаче. Солнечно, 40˚С в тени, под капотом – все 90˚С. На последних 10 км три раза останавливался – перегревался бензонасос. Обедаем в Судаке, едем на мыс Меганом. В западной части – два обширных бесплатных кемпинга, много народа, место открытое. Едем на южную оконечность мыса, бухта Бугас. Останавливаемся в 100 м от воды, разжигаем костер, ночуем прямо на земле. Поскольку там держат лошадей, ночью нас заедают москиты. В 12 утра уезжаем в Судак.

28.07-3.08. Из Судака ездим в Солнечную Долину, Грушевку и 2 раза в Новый Свет. Дорога в Новый Свет – просто эталон. 6 км жуткого серпантина. До сих пор не понимаю, как живы-то остались. В Новом Свете на каждом шагу – озверевшие от собственного хамства гривнорубы (парковщики, экологи). Царский пляж – 3 гривны с человека, сидит тетка, рядом омоновец, билеты проверяли 4 раза (!!!) В первый раз всем и за все платили (итого 25 гривен), во второй – тоже озверели и не заплатили ни копейки, тем более что гривнорубы с веревочкой и красными тряпочками стали разводит лохов на деньги аж перед табличкой "Новый Свет". Мы им сказали, что ихняя парковка нам не надо, мы вообще жилье ищем. Машину, правда, пришлось бросить среди поселка, страшно было, но так многие делают. Нормальная парковка (1,5 гривны в час – рекорд!) – только на въезде, в самом поселке охраняемых парковок нет.

4.08. Выезжаем из Судака в 12-30. В Запорожье заблудились – уехали по окружной в сторону Синельниково, пришлось вернуться и долго и нудно пробираться на Днепрогэс по пустому темному вечернему городу. В Днепропетровске в 23-30.

5.08. Выезжаем их Днепропетровска в 5-30. В городе перед мостом тормозит ДАИ. "А у тебя на заднем сиденье человек-то живой?" – "Не видите, ребенок спит?" Пришлось будить. Это они такую мазу придумали – просто так-то останавливать нельзя. Проехал 100 км – опять ДАИ на совершенно пустой трассе. "Знак 50. Ехал 66. Превышение, протокол, суд!" Я разыгрываю представление "А и сами то мы не местные" с выворачиванием карманов. Дети подвывают. "Денег только на заправку, брат в Днепре занял." – "Вот к нему и возвращайся, судить тебя, гада, будем" ….Напарнику: "Ну что нам делать с такими гостями – нарушителями?" Мне: "Ну что нам с тобой делать?" Я (убежденно, как Путин): "Расстреливать! Только кровь смоет мой тяжкий проступок перед украинским народом! Я – осознал!" – "Ну ладно, проезжай!" (рвут протокол) Так не бывает. Что-то бормоча, на ватный ногах плетусь к машине. При подъезде к Харькову – мойщики. Типа они не дадут мне вывезти ни грамма священной украинской земли. ДАИшник метрах в 50, на другой стороне дороги, с кем-то занимается. Пообщались, уехал не заплатив. Привал примерно на час. В 12-00 - таможня. Таможенник: "Вы не заплатили дорожный сбор! С вас 52 гривны, или 10 баксов, или 326 рублей" (Это за то, что мы проехали 200 км бездорожья). В дело вступает жена, которую особо взбесила арифметика $10 = 326 руб. Она таможенника оборала так, что он аж заикаться начал. "А кто нас предупредил? Ну вот нет у нас денег, и что? Здесь жить?" Проехали, не заплатив. Две таможни заняли 30 минут.

В 15-00 припадаем к родной русской земле. Но… Радовались недолго. Перед Белгородом на стационарном посту ГИБДДшник – толстый, большой, молодой южанин. Сестра протягивает ему права. "А где собственник?" – "Ну, я" – "Ты что не выходишь? Президент, депутат или чего? Не люблю разговаривать с женщинами, мне не надо эти слезы и вопли." Выхожу, он пузом заталкивает меня в будку. "Белый населенный пункт видел?" – "Нет, я вообще спал на заднем сидении" – "А какая в таком месте скорость, знаешь?" – "Ну, 60." – "А сколько ты ехал, знаешь? А там, в 1,5 км отсюда машина такая в кустах стоит, видел?" – "Нет, я вообще спал на заднем сидении." Напарник начинает что-то смотреть в моих правах и в компьютере. Забираю свои права, даю права сестры. Та подходит "А в чем дело?" Южанин начинает волноваться, говорить быстро и сбивчиво, выталкивает меня пузом из будки, тащит за угол, рассказывает про нелюбовь к женщинам, машину в кустах и про то, как она вот щаз подъедет и расскажет мне, как я ехал 74. Предлагает решить вопрос как мужчина с мужчиной, все время как-то опасливо оглядываясь. Жене это надоедает, она выходит из машины, делает к нам два тяжелых таких шага, останавливается и просто молча неласково смотрит на мента. Тот начинает бормотать еще быстрее, потом не выдерживает, сует мне документы и толкает в машине. После этого была еще только одна проверка документов за Серпуховом. Захотелось поесть. В деревне под Курском – придорожное кафе. Мухи сдохли с тоски еще в 1990 г., когда эта трасса опустела. Порция пелеменей по 30 руб. В соседнем магазине спрашиваю кефир, продавщица смотрит так, будто я хочу у нее купить противотанковый гранотомет. Все ясно. Сделали крюк в 10 км, заехали в Курск, и в центре, на ул. Ленина, 66 пообедали в "Диетическом кафе" впятером на 150 руб, очень прилично. На нас, одетых сильно по-дорожному, все там как-то озирались, и сидевшие рядом три местных топ-модели корчили друг другу рожи, кивая на нас. Мы уж потом смекнули, что в это заведение днем ходят честные, но бедные граждане – в культпоход с детьми, сфотографироваться и выпить соку. А вечером там, наверное, собираются крутые курские бандиты. А тут мы, в простоте… За Орлом попали в грозу, шли 60. Покрутились по ночи под Тулой – проскочили трассу, ушли на Алексин. Дома были в 3-30 ночи.

Обмен валют (покупка):

Валюта

USD

Рубли

Таможня

5.20

0.16

Харьков, Днепропетровск, Запорожье

5.30

0.175 – 0.18

Симферополь

5.20

0.17

Побережье

5.20

0.165

С рублями ехать невыгодно. Гривны ввозить запрещено. В Харьковской обл. рубли ходят почти наравне с гривнами.

Бензин (95й):

По России – в основном 8-70. Дороже под Москвой и в Тульской обл. (там, похоже, монополия Лукойла): 9-00, 9-10. Под Белгородом до 8-70. По Украине: Харьковская обл. 1-70 … 1-90, Запорожская и север Крыма – 1-90, Днепропетровская, Херсонская и побережье 2-00 … 2-10, в Судаке – 2-30 (рекорд). Много заправок сильно сомнительного вида, и еще имеет место некий подпольный бензиновый бизнес. Мы сперва думали, что это чеченский вариант: дырка в трубе, самогонный аппарат и т.п. Но похоже, все не так. Думаю, что сперва незалежна держава ворует нашу нефть, потом делает из нее бензин и выдает гос. водителям на гос. заправках по талонам. Гос. водители воруют и продают трудящимся из придорожных населенных пунктов. А уже те разбавляют еще разок ослиной мочой и продают проезжающим.

Питание:

Мы, русские, видно какие-то косорукие или ленивые, а может, власти и органы у нас больно загребущие. Во всяком случае, в России по трассе или шашлычные, или какие-то грязные вагончики “типа кафе”. И еще бабки продают яблоки, огурцы, помидоры, лук и мед. Неспроста, чтоб нормально поесть, нам пришлось дать десятикилометровый крюк по Курску. Как только пересекаешь границу – все меняется в лучшую сторону. Особенно поражает Мерефа под Харьковым. Там все трудоспособное население ушло в общепит. Десятки более-менее стационарных точек общепита и сотни простых бабок вдоль дороги. В меню – "з сыром пирогы", та галушки, варэники, пелемени, чебуреки, салаты, вареная кукуруза, напитки… С голоду не помрешь. Дешево, вкусно. Насчет гигиены – не знаю, как повезет. Несколько круглосуточных продовольственных рынков, в основном овощных. В Херсонской области (поворот на Геническ) и на перешейке – рыба. После Джанкоя – Симферополя все это кончается, т. к. все везут на побережье. В Мелитополе, разумеется, продукты дешевые, на побережье – как бы не дороже, чем в Москве. Объяснения два: заморозки-неурожай и небывалый наплыв отдыхающих.

Дороги:

До Тулы хорошая магистраль. За Тулой – более-менее до Орла. Одна полоса в одну сторону плюс широкая асфальтированная обочина. В Курской области дороги наихудшие. По одной полосе, затем – неровный край дороги и обочина. Волны вдоль и поперек. Обгонять проблема. Больше 90 идти – себе дороже. В Белгородской области дороги хорошие. Вообще в России крупные города объезжаются по окружным, зато полно "белых" населенных пунктов, и если соблюдать правила, будешь тащиться медленно.

В Харьковской области, после объезда Харькова дорога так себе. Параллельно основной дороге, минуя населенные пункты, идет заброшенная магистраль. Она прямая, постов ДАИ и заправок нет, движение практически отсутствует, но состояние такое… Только разгонишься – и получай бэмс. В Днепропетровской дорога лучше. Магистраль Днепропетровск-Запорожье хороша, но если нет необходимости побывать в этих городах, лучше ехать в стороне от них, через Новомосковск. Дальше дороги неширокие, но довольно ровные, движение не очень интенсивное. Езда по горным дорогам побережья – это отдельная тема. К слову, в Крыму очень редко увидишь женщину за рулем, а сами крымцы считают себя лучшими водителями. Приезжим чайникам сильно не рады, не любят они нас, мы им бизнес портим, ездим сами, а не им платим. Дороги на побережье перегружены, а мы еще и поток задерживаем. Есть дискриминация: знаки "Движение запрещено" и "Остановка запрещена" часто не распространяется на местных.

"В Украине" парковкой называют место, где можно бросить машину забесплатно, а стоянкой – за деньги. Тариф – обычно 5 гривен в сутки. Ближе к морю – дороже. В Бот. саду и Новом Свете – оплата почасовая, 1 … 1.5 гривны час.

Используются технологии uCoz