Глава 6. Крым

Часть 4. Севастополь - Балаклава.

Отдохнув еще денек, в субботу выдвинулись в сторону Севастополя. Дорога очень приличная и можно спокойно держать порядка 120-130 километров в час. Только в одном месте, в районе Алупки, нам попался ремонт дороги, где по очереди пропускали по одной полосе. В самом Севастополе мы доблестно умудрились сходу проскочить мимо Панорамы и решили оставить ее на потом, а сами проехали до площади Нахимова и оставили машину там. Сходу сфотографировались у памятника Нахимову.

Далее спустились по лестнице на деревянную Графскую пристань, откуда были видны некоторые корабли российского флота.

 

Оттуда, через стелу погибшим солдатам,…

мы проследовали на другую набережную, откуда открывался вид на Константиновский равелин…

и памятник героям.

На набережной нас уговорили совершить морскую экскурсию по бухтам Севастополя. Стоимость экскурсии – 20 гривен с человека. Мы же за 100 гривен со всех взяли небольшой катер.

Хозяин катера довольно подробно рассказывал нам о памятниках, истории города и кораблях.

 Мы проплывали мимо памятника затопленным кораблям.

Нас возили по бухте, где стояли в основном эсминцы и второстепенные корабли российского флота.

 

Проплыли мимо, на данный момент оставшегося единственным, плавучего госпиталя на 2 тысячи человек «Енисей».

Удалось повстречать американское парусное судно «Sea Cloud», которое через пару часов вышло в море.

Посмотрели с относительной близи на док, в котором находилась на ремонте (или утилизации) подводная лодка.

И увидели единственную оставшуюся в боевом состоянии дизельную подводную лодку.

Наши большие корабли находились в другой бухте и мы их видели издали. А на вопрос «Где находится ваш флот?», получили такой ответ: «То, что можно назвать украинским флотом, находится вон там в глубине» и жест на самую дальнюю часть бухты. Наш гид вообще сумел сохранить серьезное выражение только первые 10 минут, а потом смеялся вместе с нами. После окончания экскурсии, пока мы плыли обратно нам разрешили немного поуправлять катером.

 

 

При подходе обратно к набережной аккуратно попросили продемонстрировать максимальную скорость катера. Получили ответ: «Да легко!». И после движения рукоятки газа лодка резко замедлила ход. Оказалось порвался тросик газа и до пристани минут 20 мы шли на холостом ходу.

Перекусив там же, на набережной, мы направились к нашей машине. А заплатив на стоянке 5 гривен за пару часов, проехали к Севастопольской панораме.

До экскурсии оставалось еще минут 15 и мы успели сфотографироваться у расположенных рядом якорей…

и фонтана, находящегося позади панорамы.

Панорама была создана профессором Ф.А.Рубо в 1901-1904 годах.

Ее основными экспонатами являются форма, оружие, картины и документы участников обороны Севастополя 1853-1856 годов.

Но, конечно же, самым главным экспонатом является полотно, рассказывающее о героической обороне города.

 

Долгое время обстрелы и бомбежки обходили здание панорамы стороной. Но 25 июня 1942 г. фашисты сбросили на него несколько бомб. Здание загорелось. Матросы, солдаты, мирные жители буквально голыми руками тушили огонь, разбирали завалы. Уникальное здание было наполовину разрушено. Предметный план - уничтожен практически полностью. Безвозвратно была утрачена треть полотна - более 500 квадратных метров. Оставшееся - резали на куски, и уносили подальше от огня.

 

27 июня 86 оставшихся «в живых» фрагментов великого творения Рубо были погружены на лидер «Ташкент» и отправлены на Малую землю, в Новороссийск. Оттуда изувеченное полотно было отвезено в Кустанай, а в 1944 г. доставлено в Москву. На фрагментах было насчитано более 6000 повреждений. Казалось - все: панорама безвозвратно пропала.

 

Но, к счастью, иного мнения были военные художники из студии им. М. Б. Грекова. Без малого 10 лет потребовалось грековцам, чтобы опираясь на эскизы, фотографии и словесное описание полотна, реставрировать его фактически идеально. Второе рождение панорамы состоялось 16 октября 1954 года. И вновь оно было приурочено. На сей раз - к 100-летию начала первой обороны Севастополя. 

Ну и конечно мы не смогли удержаться от переодевания около Панорамы. Девушки одели платье и камзол 18-19 веков.

 

 

Ну а мы с Андреем военную форму времен Великой Отечественной Войны.

 

 

 

Ну и небольшое совмещение прошлого и современности…

Дальше мы прокатились на колесе обозрения, откуда открывается прекраснейший вид на Севастополь.

Не удержались и сфотографировались на реконструкции батареи времен первой обороны Севастополя.

 

Следующим пунктом нашей программы была Владимирская церковь,…

памятник апостолу Андрею,…

развалины Херсонеса…

и уличная колокольня при Владимирской церкви.

Ну а последней и обязательной точкой нашей программы на этот день была Балаклава. А именно, подземный тоннель для подводных лодок, способный выдержать прямое попадание ядерного заряда.

Экскурсии там делаются по заказу и на этот день уже закончились. Но за 25 гривен с человека нас с экскурсией прокатили на лодке по этому сооружению.

Вернее по тому, что осталось от этого сооружения, сейчас приходящего в упадок.

Начало создаваться это сооружение по приказу Сталина в 1947 году, а было закончено и принято в эксплуатацию в 1953 году. Тоннель имеет длину порядка 750 метров и был способен вместить 8-9 подлодок. Снаружи оно маскировалось специальными сетками. Прочнейшие подъемные бетонные блоки шириной более метра закрывали оба входа в тоннель. Внутри имелся док для ремонта подводной лодки, а в режиме полной автономности в нем 1000 человек могла спокойно жить более месяца. После распада СССР все оборудование было постепенно демонтировано. В 1993 году из него последний раз вышла подводная лодка, а в 1994 году данное сооружение полностью прекратило свою работу.

И с чувством некоторой потери мы отправились обратно в Алушту, заскочив по пути к Ласточкиному гнезду.

Часть пятая.

Используются технологии uCoz